Кривое зеркало
Ольга, заместитель руководителя корпоративного университета инвестиционной компании с капитализацией в $1,5 млдр., о трудностях с поиском работы знает не понаслышке. Хотя в ее послужном списке значатся только компании-бренды - лидеры отрасли в России и за границей. Работая в "нефтянке", Ольга сделала несколько глобальных проектов по организационному развитию, которые получили признание на рынке и стали копироваться многими компаниями. Но когда девушка стала искать работу, ее профессионализм не вызвал у работодателей большого энтузиазма. "Я себе замену не ищу", - так прокомментировал свой отказ вице-президент одного из банков. Спустя полгода Ольгу взяли в инвесткомпанию доводить до ума корпоративный университет. Довольно быстро она переросла свою должность и стала присматривать новую работу. Однако все предложения от очень серьезных структур смущали довольно низкой компенсацией.
"История Ольги типична, я знаю много подобных примеров", - замечает Кирилл Бутусов, генеральный директор Prime Chase Executive Search и с ходу перечисляет фамилии топов из компаний с оборотом от $1,5 млдр., которые готовы сменить работу. Это "генералисты" и высшие функциональные менеджеры с компенсационным пакетом от $250 тыс. в год. В России таких специалистов, по его оценкам, около 500 человек - по всем индустриям и видам деятельности. Почему же при всех разговорах о дефиците менеджеров высшего звена профи такого уровня не рвут с руками, а, напротив, пытаются "сторговать" подешевле?
Причин тому, по мнению экспертов, много - боязнь руководителей брать в команду потенциальных соперников, нечеткое представление акционеров о желаемом кандидате, отсталые системы вознаграждения, проявляющиеся, в том числе и в стремлении купить топа по цене мидла. Не последнюю роль играет и неудовлетворительная работа хантеров, и нежелание самих кандидатов идти в компании с неприемлемыми для них бизнес-практиками.
"В основном, проблемы с трудоустройством топов вызваны тем, что наш рынок - это королевство кривых зеркал, - уверена Юлия Анохина, советник президента ВАО "Интурист" по управлению персоналом. - Несмотря на то, что все успешные компании на виду, участники рынка не всегда знают профессионалов, причастных к их успеху. А у топов либо нет времени на личный PR, либо они не считают это необходимым". К примеру, у самой г-жи Анохиной, как ей сказали в одном известном агентстве, репутация непубличного человека.
Время операционных менеджеров
"Зачастую действительно результативные менеджеры не попадают в поле зрения хедхантеров, даже если эффективно работают", - считает Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью ГК "Связной" (прогнозируемый оборот компании на конец года - $1,8 млдр.). Однако сложности с трудоустройством топов, по мнению работодателей, возникают по другой причине. "По нашим оценкам, российские топ-менеджеры сейчас избалованы деньгами и компенсационными пакетами, которые предлагают зарубежные компании. Об эффективности этих руководителей судить очень тяжело, поскольку работают они в отлаженных системах. И если уровень IQ выше 80, то можно вполне успешно справляться с обязанностями", - полагает г-жа Ноготкова.
Может, проблема в том, что Ольга и другие кандидаты просто зарвались? Но ведь и работодатели не лыком шиты. "Цена топа имеет большое значение, и на нее обращают внимание при рассмотрении кандидатуры. Переплачивать только за громкое имя или предыдущие успехи уже никто не будет", - подтверждает г-жа Ноготкова. Что же случилось в верхнем сегменте рынка?
"В основе таких изменений лежат, прежде всего, объективные рыночные причины. Сегодня многие компании находятся на такой стадии развития, когда им требуются операционные, а не антикризисные менеджеры, которые были востребованы в период захвата рынков", - уверена Екатерина Рясенцева, управляющий партнер Anderson Partners, Russia & CIS.. По ее словам, на смену ярким предприимчивым личностям, которые пришли в бизнес в начале 90-х и выросли до руководителей крупнейших компаний, приходят узкопрофильные специалисты. И здесь у акционеров свои резоны: антикризисный менеджер стоит дороже операционного.
В принципе, это нормальная рыночная ситуация: одни хотят получить побольше, другие - заплатить поменьше. Но почему им так сложно найти компромисс? И почему успешные менеджеры подолгу сидят на скамейке запасных? Почти все эксперты единодушны: в данном сегменте рынка до сих пор не отлажен механизм, который бы уравновешивал спрос и предложение. "Что для этих 500 топов есть на рынке рекрутмента? Ничего! В этой сфере работает более 300 агентств, которые ищут всех - от секретаря до гендиректора, но компаний - нормальных структурированных посредников, которым доверяли бы и акционеры, и топ-менеджеры, к сожалению, нет", - уверен г-н Бутусов. Возможно, именно поэтому в ГК "Связной" считают, что топов привлекать лучше через знакомых, наводя справки о потенциальном кандидате.
Руководители с опытом работы в крупных компаниях - это штучный товар, который не может продаваться на каждом шагу. "Нельзя купить Mercedes по цене VW Golf, да еще с перебитыми номерами", - негодует г-жа Анохина. Выходит, что топам лучше искать работу через свои связи, если механизм посредничества так плохо функционирует?
Импресарио для безработных
Похоже, "старый добрый" механизм связей по-прежнему самый надежный. И все равно специалистам "верхнего сегмента" нужно готовиться к тому, что на поиск работы у них может уйти минимум полгода, и на этот срок заранее обеспечить себе соответствующий "парашют". Важная деталь: чтобы в процессе поиска не уронить свою стоимость, знатоки советуют не суетиться и не бомбардировать агентства своими CV. Стоит кандидату разослать свое резюме в десяток агентств, рынок немедленно об этом узнает, и стоимость менеджера может упасть вдвое. Юлия Анохина уверена, что если Ольга обратится в известную компанию Executive Search, и там поймут, что она спешит найти новую работу, они наверняка попытаются на порядок снизить ее цену.
Оптимальный вариант, полагает г-н Бутусов, найти личного карьерного продюсера, который сформирует такой "меседж" на рынке, после которого кандидата "захотят". Это должен быть профессионал, которому кандидат доверяет, лучше всего - на уровне партнера компании Executive Search.
"Модель импресарио вряд ли окажется эффективной, поскольку агентства обычно работают с определенным кругом клиентов, а это далеко не весь рынок", - сомневается Екатерина Рясенцева. Да и не всегда агент-профессионал способен помочь, например, в случае с антикризисными менеджерами. Им нужно или компанию менять, тиражируя свой опыт, или функционал. Но тогда придется умерить свои аппетиты, реализуя себя в новой роли. Время антикризисных менеджеров проходит и, возможно, лучший выбор для них - начать свой бизнес.
Источник: Элитный персонал